Должен ли ребенок иметь мечту?
Детям свойственно мечтать. Они любят фантазировать, «парить в облаках». У детей меньше стереотипов, ограничений, опыта, «могу/не могу», «получится/не получится», «возможно/невозможно». Многие великие открытия делались именно мечтателями – теми, кто не боялся мечтать. А детям это свойственно больше чем кому-либо.
Что такое мечта?
Для начала разграничим мечту и сиюминутное потребительское желание. Бывает, что ребенок много что желает, и, как правило, это какие-то материальные вещи: игрушки, лакомства, развлечения.… Это тоже нормально, но это не мечта.
Что же такое мечта? Мечта – это что-то более глобальное, чем желание. Мечта – это определенное стремление к чему-то в будущем. Он это тоже желает, но не прямо здесь и сейчас, мечта – это как путеводная звезда, к которой устремляются мысли и желания ребенка.
Пример мечты: хочу стать космонавтом; хочу сделать какое-то открытие; полететь на Марс. И это не сейчас и даже не завтра, и не через месяц, и не через год. Мечта – высокое понятие. Желание – более приземленное.
Что дает мечта?
Во-первых, мечты развивают воображение.
Во-вторых, когда ребенок мечтает, он уже находится в поиске своего предназначения, хочет понять, зачем он живет, что он будет делать, кем он будет. Мечта дает возможность самоопределения.
В-третьих, у ребенка появляется определенное стремление двигаться вперед. Когда у человека есть мечта, у него появляется цель в жизни. Человек начинает ставить определенные цели и задачи для достижения мечты. Жизнь становится более осмысленной. Активность, стремление двигаться вперед – это очень полезно для человека. Хорошо, если эти качества сформируются, и неважно, станет ребенок космонавтом или нет – эти качества с ним останутся. Он станет кем-то другим, но не потеряет способность мечтать, ставить цели и двигаться к ним.
В-четвертых, человек, который не боится мечтать, не боится выйти за рамки стереотипов, делать что-то по-другому, искать другие пути. Мечта учит ребенка нестандартно мыслить и искать новые пути к своей цели.
Что делать родителям?
Начнем с того, что нужно побуждать ребенка мечтать: спрашивать «о чем ты мечтаешь?», «кем ты хочешь быть?», чтобы ребенок задумывался об этом.
Но очень важно, чтобы мечтатель не остался просто мечтателем. Должна быть определенная активность. Если ребенок поделился с вами своей мечтой, то эту мечту нужно поддерживать, разговаривать об этом, давать какие-то практические советы.
Ни в коем случае нельзя говорить «да не может этого быть!», «ты еще маленький, вот подрастешь – тогда!» и т.п. Скажите: «Знаешь, чтобы быть космонавтом, надо иметь хорошее здоровье, хорошо учиться, знать математику, физику», т.е. вкладывайте в голову ребенка мысли, что чтобы прийти к мечте, чтобы ее реализовать, нужно действовать, делать определенные шажочки.
Ребенку нужна поддержка. Даже если мечта потом поменяется – ничего страшного, будет мечтать о другом, ставить другие цели. Главное – помочь ребенку приобрести навык мечтать, двигаться к своей мечте, не бояться ее, стремиться вперед. Таким образом у ребенка вырабатывается активная позиция в жизни. Он не ждет, когда на него что-то свалится с неба, не ждет, куда его выведет судьба. Он ставит определенные цели, движется к ним, корректирует их. И это качества лидера, качества успешного человека.
Кроме того, это шанс, что ребенок найдет свое предназначение, будет заниматься своим любимым делом и в итоге будет счастлив. Когда человек занимается любимым делом, он счастлив. Счастье возникает не от того, сколько ты заработал денег, в какой престижный университет поступил. Счастье – от того, что ты действительно нашел свое предназначение и реализуешь его. Это истинное счастье. Потребность в самореализации, самоактуализации – это высшая потребность. И это все начинается как раз в тот момент, когда человек начал о чем-то мечтать.
Буду вам очень благодарен! Спасибо!