Как научить ребенка доводить дело до конца?
Дети очень любопытны и любознательны. Кажется, что им интересно все, что происходит вокруг. Малыш с огромным энтузиазмом берется за любое дело. Он хочет все и сразу: рисовать, читать книжку, собирать конструктор и помогать маме варить обед. Казалось бы, такой энергии можно только порадоваться. Но проблема в том, что интерес ребенка гаснет так же быстро, как и возникает. Его можно сравнить со вспышкой молнии в грозу или новогодним фейерверком: ярко, сильно, стремительно, но очень недолговечно.
Что мы получаем в итоге? Из тысячи начатых ребенком дел ни одно не доведено до результата, все брошено на полдороге. Книжка отброшена в сторону, детали конструктора так и не сложились в машинку, а на листе бумаги нарисовано только солнышко. В старшем возрасте масштаб дел, которые ребенок стремится оставить незавершенными, растет: домашние задания, спортивные секции, помощь по дому и так далее. Выход из этой ситуации один – выработать у ребенка полезную привычку доводить дело до результата. Как это сделать?
Начинаем с развития внимания
Это необходимая база для развития усидчивости, собранности, сосредоточенности и прочих качеств, которые и помогают доводить дело до конца. Психика дошкольника устроена таким образом, что он не может надолго сосредоточиться на выполнении задания. Поэтому отвлечения – это нормальное явление. Но внимание можно и нужно развивать. Причем, развивать в комплексе, не забывая ни об одном из его аспектов. Всего таких аспектов пять: концентрация, устойчивость, объем, переключение и распределение.
И лучше не затягивать с занятиями, так как развитие внимания – дело многих месяцев и даже лет. Именно поэтому на наших курсах для дошкольников обязательно есть такой блок, как интеллектуальный тренинг, где развиваются все познавательные процессы, в том числе и внимание.
Делим большой путь на маленькие шаги
Зачастую мы ставим перед ребенком слишком глобальные и далекие цели. Например: «Вот научишься читать – станешь совсем большим». Или: «Закончишь год без троек – купим тебе компьютер». Ребенку психологически очень тяжело, когда над ним довлеет такая большая цель.
Невольно возникает опасение: а хватит ли сил у меня дойти? Постепенно интерес и вера в себя теряются – дело брошено на полпути, родители недовольны, а ребенок в очередной раз чувствует себя неудачником. Поэтому разбейте путь к цели на несколько этапов.
Маленький шажок к промежуточному результату может сделать любой ребенок. Шагнул – испытал радость победы – делаешь следующий шаг. Постепенно ребенок доберется до финиша, то есть до Большого Результата. Кстати, именно на таком принципе построены все технологии в нашем клубе. Всего лишь на одном занятии ребенок получает десятки разнообразных результатов: прочитал слово, решил пример, построил логический ряд, отгадал загадку, ответил на вопрос. То есть дети постоянно находятся в ситуации успеха, а это и есть главный секрет правильной мотивации.
Отмечаем достижения
Почему-то взрослые очень ярко и эмоционально реагируют на какие-то проступки детей, совершенно не желая замечать положительных результатов. Прочитал книжку – получи в ответ дежурное «молодец» и иди за следующей. Но стоит ребенку получить двойку или разбить чашку, то в ответ он получит массу внимания и родительских эмоций! Почему бы не сделать с точностью до наоборот? Показывайте ребенку, что вы видите результат и цените то, что он довел дело до конца. Разумеется, подкрепление должно соответствовать усилиям ребенка и размеру достижений. Где-то достаточно теплого слова, а за что-то можно поощрить и подарком.
И последнее: не стоит возводить доведение результата в культ. Нужно учитывать потребности и желания ребенка. Возьмем, к примеру, занятия спортом. Видите, что ребенок при всем старании не станет чемпионом, не настаивайте на усиленных тренировках. Иногда целесообразно остановиться на промежуточном результате.
Буду вам очень благодарен! Спасибо!