Как появляются знания?
Вспомните, как всех нас учили в школе. Сначала учитель показывал и рассказывал, а мы, дети, смотрели и слушали. Потом нам задавали домашнее задание: прочитать параграф, выучить правило, ответить на вопросы.
На следующем уроке спрашивали. Если ученик пересказывал материал хорошо, то получал пятерку, если плохо – двойку.
Таким образом мы приобретали… А что приобретали? Знания ли?
Объяснение или действие. Что в начале?
А что получится, если мы таким же способом начнем учить ребенка ходить? Давайте представим.
Сначала усадим малыша за стол. Начинаем рассказывать и показывать: «Чтобы научиться ходить, нужно напрячь верхнюю мышцу бедра, поднять ногу, переместить центр тяжести, наклонить корпус вперед, расслабить мышцу, опустить ногу».
Конечно, мы учим ходить не так. Видя, что люди вокруг него ходят на двух ногах, малыш тоже пытается встать на ножки. Научившись стоять, карапуз пробует сделать шаг. И падает. После нескольких неудачных попыток он хватается за опору: спинку стула или за нашу руку. А там недалеко и до самостоятельных шагов!
Знает ли малыш, какие мышцы у него напрягаются и что происходит с центром тяжести? Нет. А что он делал для того, чтобы научиться ходить? Совершал много действий. Иногда эти действия были удачными, а иногда нет.
Все это называется практикой. А результатом этой практики стало умение ходить. А что делали мы? Помогали малышу, подбадривали его, а в нужный момент дали ребенку почувствовать, что он уже умеет ходить самостоятельно.
Учите читать, как ходить
Точно так же – легко, естественно, через подражание и постоянную практику – можно и нужно приобретать все навыки. Навыки могут быть разными: держать ложку, кататься на велосипеде, играть на скрипке, водить машину, а так же чтение, письмо, счет. Но природные законы появления этих навыков всегда одни и те же!
А задача педагога или родителя – координировать и направлять действия ребенка, помогать и вовремя отойти, предоставив малышу самостоятельность.
Только при таком подходе и появляются настоящие Знания, которые невозможно растерять или забыть. Это Знания, которые останутся с ребенком на всю жизнь!
Николай Бураков
Пожалуйста, авторизируйтесь, что бы оставить комментарий.
Спасибо Роману за комментарии. Класс! Статья действительно - беда. И на мой взгляд действительно относить ее можно только к навыкам: научить (показать) как ходить, как ложку держать и проч. А что до образования.... Как показать русский язык 7-летке? И чтобы он вывод сделал, что чу-щу через "у" пишется? Читая классиков? Нет. Этому надо обучить: объяснить, показать примеры, заучить наизусть и потом проверять, проверять и проверять, как уложились знания. И так во всем. 7-летка не мотивирован на образование в широком смысле. Вот привить желание к обучению - это по силам учителям (или хотя бы не отбить желание).
Даааа! Всё гениальное просто!!!!