Когда отдавать ребенка в школу – с 6 или 7 лет?
Рано или поздно перед родителями каждого дошкольника встает вопрос о том, когда отдавать ребенка в школу. И здесь очень важно найти правильный ответ. Ведь именно от него зависит успешность обучения ребенка и его адаптация к новой обстановке.
Ошибаться очень нежелательно, так как, если отдать ребенка в школу, а потом забрать его оттуда, то у малыша может развиться комплекс неполноценности на всю жизнь. Он будет думать: «вот я не справился, значит, не могу… и так далее».
Нужно сказать, что вопрос о школе сильно подвержен влиянию определенной моды. Так, если раньше родители старались отдать своего ребенка как можно раньше, считая, что так он будет более успешным, то сейчас они все больше осторожничают, предпочитают перестраховаться и годочек посидеть дома.
Ответ же здесь может быть один – отдавать ребенка в школу нужно тогда, когда он будет к этому готов. Совершенно другой вопрос – сколько ему будет лет? Это может быть и 5.5, но это очень рано, и 6, и 7, и 7,5. Все дети разные, и развиваются они тоже по-разному. Нужно исходить из этого.
Как понять, что ребенок готов к школе?
Многие родители почему-то считают, что раз ребенок умеет писать и считать, значит, готов к школе и будет успешно там обучаться. Однако это далеко не всегда так. Эти базовые навыки – всего лишь одна из граней готовности малыша к школьному образованию. Причем не самые важные. Есть более значимые аспекты, которые нужно принимать во внимание:
Хорошее развитие внимания, его устойчивости и концентрации. Этот аспект скорее интеллектуальный. У ребенка должно быть развито внимание, мышление, память, он должен иметь представление об окружающем мире и широкий кругозор.
Усидчивость и психологическая устойчивость. Дети – подвижные существа, привыкшие быть в постоянном движении. В школе же им придется двигаться намного меньше, они должны будут в течение урока просидеть, практически не шелохнувшись. А это очень большая нагрузка для них.
Утомляемость. Очень важно смотреть на то, как ребенок может переносить физические, психологические и интеллектуальные нагрузки.
Стрессоустойчивость. Школа – абсолютно новая среда для ребенка. Когда входит в нее, идет в класс, он как бы оказывается в абсолютно новом для себя пространстве. И неизвестно, сколько при этом малыш получает стресса, нагрузки, дискомфорта, и сможет ли он их перенести. Стресс довольно часто создает напряжение у ребенка. У него может начать болеть животик, он может почувствовать себя не очень хорошо. Такие моменты нужно знать и учитывать, а еще лучше – научиться от них избавляться.
Надо обращать внимание и на здоровье ребенка, развитие у него речи, умения выражать мысли, общаться с другими людьми, выполнять правила. Смотреть, способен ли он быстро ориентироваться и адаптироваться. Есть ли у ребенка мотивация, и какая она – внутренняя (хочу учиться, получать новые знания) или внешняя (хочу в школу, потому что старший брат туда ходит). Умеет ли он считать, писать – с этими базовыми навыками ему будет намного легче адаптироваться и не выделяться среди других деток, которые уже приходят подготовленными к школе.
Хорошо бы обратиться к психологу за консультацией. Пусть он посмотрит, какие каналы понятий развиты у ребенка – визуальный (готов к школе), аудиальный или кинестетический. В двух последних случаях необходимо будет подтягивать развитие визуального канала. Иначе могут возникнуть проблемы и в математике, и в грамотности, и в каких-то иных предметах.
Кстати, врач может посоветовать оставить ребенка дома и лет до 8. Ничего страшного в этом нет, малыш как раз подтянется и окрепнет. Словом, в каждом случае к получению ответа на вопрос, который был поставлен в самом начале данной статьи, нужно подходить индивидуально. Успехов!
Буду вам очень благодарен! Спасибо!