Надо ли хвалить ребенка?
Возможно, этот вопрос вам покажется странным и даже неуместным. Ведь похвала издавна считается одним из способов выразить ребенку свою любовь и одобрение, подвигнуть его на какие-то действия или отметить его успех. Но так ли хороша похвала, как это принято считать, или за внешней приятностью теплых слов прячется что-то еще? Попробуем разобраться.
Как мы обычно хвалим ребенка? «Молодец», «хорошо», «умница», «замечательно» - эти слова есть в лексиконе каждого родителя. Признайтесь, из ваших уст тоже не раз звучало нечто подобное, когда ребенок справлялся с заданием или помогал вам в домашних делах. Ряд хвалебных слов можно продолжать, но все их будет объединять одно – оценивание ребенка. Да-да, мы не только хвалим ребенка, но и оцениваем его! Пусть высоко, положительно, но все же.
А оценка – это вещь довольно вредная для психики ребенка и вообще человека. Она редко бывает объективной и порождает комплексы или чувство превосходства. Особенно это заметно в школе. Там чуть ли ни с первого класса на детей навешиваются ярлыки «отличник», «троечник», «двоечник», и избавиться от «клейма» практически нереально. Постепенно ребенок привыкает к оценкам и – самое страшное! – и переносит их с поступков на самого себя. А начинается все с безобидной похвалы.
К тому же похвала – крайне неэффективное средство мотивации! Да, она нам ничего не стоит, но и ребенок очень быстро привыкает к похвалам и перестает их воспринимать как нечто ценное и важное. Она просто напросто перестает работать. Подумаешь, в сотый раз сказали, что он «молодец». Поэтому похвалой нужно пользоваться исключительно аккуратно, не раздавая ее по любому поводу.
И, наконец, похвала является внешним мотиватором с коротким сроком действия. Образно говоря, она действует так: сделал ребенок шаг – услышал похвалу – получил импульс для еще одного шага. А потом что? Неужели снова хвалить?
Нет, конечно. Гораздо эффективнее вырастить внутреннюю мотивацию, своеобразный «вечный двигатель» интереса. И тогда ребенок будет постоянно стремиться вперед, делать все новые и новые шаги. Не ради похвалы, оценок или возвышения, а просто потому, что интересно, потому, что внутри живет потребность в саморазвитии.
Говоря о ребенке, постарайтесь не использовать привычные оценочные слова, о которых говорилось чуть выше. Попробуйте выразить свое отношение в режиме
«я-сообщения». Замените оценку детских достижений выражением своих чувств по этому поводу. Например, вместо дежурного и набившего оскомину «молодец» скажите «я так рада, что у тебя получилось это задание». Эффект будет просто потрясающим!
Николай Бураков
Пожалуйста, авторизируйтесь, что бы оставить комментарий.