Ошибаться – это полезно!
Человеку свойственно ошибаться, заблуждаться и совершать поступки, не приводящие к запланированным результатам. Такова уж наша природа. И можно было бы помечтать об идеальном мире, где нет места ошибкам, но он невозможен даже чисто логически. Ведь не могут же одновременно существовать идеальный преступник и такой же полицейский. Кто-то из них должен обязательно ошибиться!
Ошибки в нашей жизни всегда были, есть и будут. Все мы в глубине души это понимаем. Но осознание этой простой истины не мешает людям относиться к ошибкам неприязненно. Кто-то готов простить чужие промахи, а вот к собственным ошибкам крайне нетерпим, а кто-то намного легче воспринимает неудачи, которые постигли посторонних. Объединяет же всех восприятие ошибки как зла, которого нужно избегать всеми силами. И здесь-то кроется источник страданий и неприятных переживаний!
Ведь сама по себе ошибка не является ни хорошей, ни плохой. Это всего лишь сигнал, знак, указывающий на то, что мы выбрали не тот путь или способ действий. Мучения же нам доставляет чувство собственной вины и стыда за то, что мы поступили не так, как правильно. И такое отношение к ошибкам в человеке взращивается с самого детства. Малышам мы еще готовы разрешить ошибаться – никто же не ругает карапуза за то, что он посмел упасть, учась ходить!
А вот лет с 4-х начинаем взращивать в ребенке страх ошибки: «Это неправильно! Сколько можно ошибаться – сто раз уже объясняла, как надо делать?! И в кого ты только такой бестолковый уродился? Как тебе только не стыдно совершать такие глупости?» Про школьные годы и говорить нечего, там система оценивания отработана в совершенстве, ни одна ошибка, допущенная учеником, не останется незамеченной.
Негативное отношение к ошибке мы переносим и во взрослую жизнь. Мы боимся совершить промах – и упускаем возможность узнать что-то новое! Мы продолжаем действовать по проверенным алгоритмам и в упор не видим более эффективные варианты. Мы изо дня в день ходим по проторенным дорожкам и спотыкаемся об одни и те же кочки, не рискуя свернуть в сторону. И ладно бы такие предосторожности уберегали от ошибок, но ведь все равно они настигают нас в самый неподходящий момент!
А ведь ошибка – это величайшее благо и жизненный урок! Это шанс понять, как не нужно делать и одновременно возможность найти верное решение. Это учитель, который заставляет нас остановиться и задуматься: «Что, собственно, произошло, почему и что теперь делать?» Но острое чувство вины не дает нам извлечь пользу из ситуации.
Поэтому нужно научиться смотреть на ошибки отстраненно. Ошибся – проанализировал – сделал выводы. В этом и состоит суть обучения: через практику ошибок и заблуждений выходить из состояния незнания. Другого пути просто нет.
Да, относиться к ошибке как к уроку не всегда просто. Жалеть или винить себя гораздо легче и привычнее. А если все-таки попробовать сломать стереотипы, подружиться со своими ошибками и извлекать из них максимум пользы? Стоит хотя бы попробовать.
И напоследок короткая притча:
Один ученик спросил своего наставника-суфия:
Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
- Вставай!
- А на следующий раз?
- Снова вставай!
- И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?
- Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь тот, кто упал и не поднялся, мертв.
К словам мудрого суфия можно добавить лишь: «Падай, поднимайся, думай, а потом иди дальше». Тогда и падений будет намного меньше!
Николай Бураков
Пожалуйста, авторизируйтесь, что бы оставить комментарий.