Чего мы хотим добиться, обучая ребенка чтению? Вопрос риторический и глупый только на первый взгляд.
В самом деле, какая картинка из жизни вас устроит: ребенок бодро складывает из слов не всегда понятные ему слова, «глотает» большие тексты или общается с книгой как с источником новых знаний?
Результат результату рознь. Собственно, получить его несложно: ребенок читает, чтобы мы ни подразумевали под этим понятием.
А что там дальше? И не скрываются ли за его бормотанием побочные эффекты неправильного обучения?
Никто из нас не ожидает плохого, но, как показывает опыт, трудности обязательно возникнут, если при обучении чтению не соблюдать определенные природные принципы и законы.
Первая, и, пожалуй, одна из главных ошибок. Вы научились с дошкольником читать по слогам и решили, что дело сделано, а дальше все пойдет уже само по себе. Полученный навык разовьется, в школе его, если надо, подкорректируют до нужного уровня...
Вот только это «само собой» почему-то не происходит. Большинство детей (99,9%) легко застревают на промежуточных этапах.
Первый побочный отрицательный эффект: ребенок может до пятого класса читать по слогам! С той лишь разницей, что он научится их складывать быстрее. В этом случае можно забыть про интонирование и постижение смысла прочитанного.
Другой негативный результат случается, когда ребенка сразу ориентируют на достижение скорости чтения, когда мерилом успеха считается не правильность прочтения, а количество произнесенных слов в единицу времени. Тем более, что дети охотно втягиваются в это «соревнование», и качество становится жертвой количества.
Такой «спортсмен» начинает подменять неизвестные слова похожими (уже знакомыми), искажает и «проглатывает» окончания и предлоги, пропускает слоги и так далее, лишь бы уложиться в норму. Все ради скорости чтения и похвали педагога.
Еще одна большая неприятность: неправильным обучением можно добиться обратного. Да, мы про нелюбовь к чтению, о которой сейчас говорят из каждого утюга.
А откуда же взяться привычке и любви общения с книгой, если в процессе обучения чтению удовольствия от этого не было вовсе?! Только страхи, тревога, ожидание оценки и слова «тебе это надо!».
Впрочем, всех этих негативных моментов можно избежать, если сразу правильно выстроить процесс, используя эффективные технологии обучения и развития техники чтения.
И в этом случае ребенок быстро и легко овладеет полноценным навыком, сформирует правильное отношение к чтению (понимание, а не скорость) и научится наслаждаться книгой.
В этой технологии есть множество приемов, которые позволяют достичь результата и не растерять по пути интереса к чтению. Они подходят любому ребенку, не требуют особой подготовки и дают мгновенный эффект.
Прием № 1 – поиск. Попросите ребенка найти в тексте какое-либо слово и назвать его. Только проследите за тем, чтобы шрифт был не слишком мелким!
Прием № 2 – повторное чтение. Ребенку намного проще и комфортнее читать тот текст, который он уже слышал. Выберите интересную книжку и предложите почитать вместе.
Сначала взрослый читает, а ребенок слушает и ведет пальчиком по тексту. Если видите, что дошкольник «потерялся» на странице, то покажите место, где остановились. Темп чтения должен быть не слишком быстрым, чтобы ребенок успевал следить за текстом.
Прочитали? А теперь попросите, чтобы дошкольник прочитал этот фрагмент вам. И обязательно похвалите маленького читателя!
Прием № 3 – чтение по ролям. Спросите ребенка, какой образ он хочет примерить на себя? Может, это будет хитрая лисичка. Или ему по душе роль сильного и добродушного медведя? Попросите ребенка поговорить голосом выбранного персонажа, а потом и прочитать текст, не выходя из роли.
Это лишь некоторые из наших секретов успешного обучения. Попробуйте и убедитесь, насколько все просто!
Тимур Тепленин и Анастасия Балыкина
Буду вам очень благодарен! Спасибо!